Взрослые проблемы детских вещей

Взрослые проблемы детских вещей
10 Апреля 2012
Отечественные производства товаров для малышей находятся под угрозой

Российский рынок товаров для детей в 2011 году вырос на 15%, таковы данные Ассоциации предприятий индустрии детских товаров. Однако пока он не достиг стадии зрелости. По-прежнему ограничено число форматов торговли, отсутствует достаточное ассортиментное предложение специализированных нишевых продуктов.

Согласно данным Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ), объем рынка оценивается в 14,5 млрд долл. Средние темпы роста рынка - 15% в год. Отдельные категории товаров растут быстрее. Например, наибольший рост наблюдается в категории товаров для новорожденных - 20% и в категории игрушек - 17%. Последние в 2013 году, по прогнозам, вернут докризисные показатели роста - 20% и вырастут почти в 3 раза, достигнув 6,5 млрд долл. Прогноз потенциальной емкости рынка детских товаров находится на уровне 650-710 млрд руб.
В России средние затраты в год на ребенка составляют чуть больше 400 долл. Причем в Москве уровень затрат значительно выше, чем в регионах. Однако игроки рынка наибольший потенциал в развитии рынка детских товаров видят именно на периферии.

В процентном соотношении затраты россиян на детские товары по сегментам выглядят следующим образом: на первом месте затраты на одежду - 38%, далее затраты на обувь - 23%, затем затраты на игрушки - 10% и на гигиену - 6%.

Несмотря на хороший потенциал рынка детских товаров, развитие малого бизнеса в этой сфере тормозит теневой рынок (занимает более трети общего рынка). Помимо проблем, связанных с ущербом от теневого рынка детских товаров, большое беспокойство вызывают последствия вступления России в ВТО. По мнению заместителя директора департамента лесной и легкой
промышленности минпромторга Олега Кащеева, легкую промышленность ждут трудные времена:
- Вступление России в ВТО принесет производителям текстильной продукции ущерб более чем на 2,7 млрд рублей. Та часть легкой промышленности, которая отвечает за производство детской одежды и обуви, пострадает больше всего. Особенно это отразится на обувщиках, где будет самое большое снижение импортных пошлин. Мы со своей стороны предложили целый пакет компенсационных мер. Ждем, какие будут приняты решения. Очень рассчитываем, что та работа, которая ведется по поддержке отрасли, будет продолжена.

Напомним, что с 1 июля должны вступить в действие новые технические регламенты, которые разработаны в рамках Таможенного союза. В частности, технический регламент, касающийся безопасности продукции для детей и подростков, и техрегламент, связанный с игрушками и игровой продукцией. В связи с этим будут переработаны некоторые важные документы, регулирующие рынок детских товаров. "Я думаю, что совместными усилиями мы решим эту проблему и на нашем рынке не будет доминировать китайская продукция, - надеется Олег Кащеев. - Отечественный производитель займет ту нишу, которую он должен занять".

Одним из важнейших потенциалов, развитие которого сможет составить конкуренцию зарубежным товарам, по мнению экспертов, является производство детской одежды с использованием новейших технологий. "В прошлом году на Брянском комбинате было запущено производство полушерстяных детских тканей, обладающих уникальными свойствами, за счет применения ионов серебра, - говорит Олег Кащеев. - Получившиеся ткани обладают повышенными гигиеническими свойствами, не сминаемы, имеют грязеотталкивающие пропитки, но самое главное, по своей цене конкурентоспособны с китайскими поливискозными тканями. К этим тканям уже проявляют интерес наши швейные предприятия".

Однако подобные примеры пока являются единичными. Пожалуй, одной из самых низкоконкурентных категорий рынка детских товаров являются игрушки. "Сегодня фабрика игрушек "Весна", образованная в 1942 году по заказу Гособороны, выпускает пластмассовые куклы, для которых собирают комплектующие по всему миру, - сокрушается помощник заместителя председателя Совета Федерации Михаил Колков. - Это демонстрирует одну из проблем российской экономики: необходима поддержка малого и среднего бизнеса. На словах - дети наше все, но при просьбе о поддержке производителей товаров для детей говорят: обращайтесь в профильные министерства".

Короткая ссылка на новость: http://wto-inform.ru/~DRnF9