Меры поддержки легкой промышленности в условиях присоединения России к ВТО

 

Российский Союз Кожевников и Обувщиков

Меры поддержки легкой промышленности

в условиях присоединения России к ВТО

Наименование мер

Срок реализации

Ожидаемые результаты

Необходимые нормативно-правовые акты

Экономическое обоснование меры

I. Меры поддержки кожевенно-обувной отрасли.

1. Таможенно-тарифная политика

1.1. Сохранение экспортных пошлин на сырые шкуры (коды ТН ВЭД 4101, 4102, 4103) на уровне действующей пошлины – 500 евро за тонну

После ратификации соглашения по ВТО, постоянно

а) Сохранение объемов производства кож на уровне 2200 млн. кв. дм.

б) Сохранение рабочих мест (около 100 тыс. чел. с малыми предприятиями) в малых и моногородах.

в) Ежегодные поступления в бюджеты всех уровней налогов в сумме до 3 млрд. руб.

Сохранить действие Постановления Правительства РФ от 23.12.2006

№ 795 (редакция от 16.06.2010)

1) Российская кожевенно-обувная отрасль после введения защитной пошлины 500 евро за тонну на вывоз сырьевых ресурсов (в 2001 г.) является одной из динамично развивающихся отраслей. До 2010 г. ежегодный рост производства составлял более 15%, экспорт готовой кожи в 2011 г. достиг 30%. Однако дальнейшее развитие отрасли и приток инвестиций сдерживает рост дефицита сырья, обусловленный ежегодным снижением поголовья скота. Мощности в связи с дефицитом сырья загружены только на 63%.

2) Снижение по условиям ВТО в 2,5 раза экспортных пошлин на сырые шкуры приведет к массовому вывозу сырья за пределы страны. По прогнозам, экспорт кожсырья увеличится в 90 раз, объем производства снизится в 3,7-4 раза, что приведет к снижению налоговых поступлений всех уровней в 14 раз.

1.2. Увеличение экспортных пошлин на кожевенный полуфабрикат до 10%, но не менее 450 евро за тонну

I кв. 2012 г., постоянно

а) Увеличение объемов производства готовой кожи на 500 млн. кв. дм, благодаря переработке полуфабриката до готовой кожи.

б) Увеличение количества рабочих мест на 5 тыс. чел.

в) Увеличение объемов экспорта готовой кожи в 2 раза (с 600 млн. кв. дм до 1,15 млрд. кв. дм).

г) Увеличение поступлений в бюджеты всех уровней на 520 млн. руб.

Принять Постановление Правительства РФ «Об увеличении экспортных пошлин на кожевенный полуфабрикат (коды ТН ВЭД 4104 11, 4104 19) до 10%, но не менее 450 евро за тонну».

Ежегодный вывоз полуфабриката сырьевыми компаниями (до 30 тыс. тонн или третьей части сырьевой базы) лишает кожевенные предприятия возможности загрузки мощностей по полному циклу; увеличивает дефицит высококачественного сырья и, как следствие, растут цены на сырые шкуры и полуфабрикат внутри страны. Большой объем экспорта полуфабриката лишает работы около 5 тыс. рабочих (согласно расчетам, для обработки единицы кожсырья до полуфабриката необходим 1 чел., а до готовой кожи – 6 чел.); предприятия, выпускающие только полуфабрикат, имеют низкую добавочную стоимость и не имеют средств на модернизацию, техперевооружение, решение экологических проблем, в результате Россия превращается в государство «грязных технологий».

1.3. Проведение расследования роста импорта обуви и введения защитных импортных пошлин на все виды обуви: коды ТН ВЭД 6401, 6402, 6404 – 15% + 0,7 евро за пару, коды ТН ВЭД 6403, 6405 – 15% + 1,4 евро за пару.

I полугодие 2012 г., сроком на 5 лет

а) С 2013 г. увеличение объемов производства обуви в 2 раза:

в 2013 г. – в 1,3 раза;

в 2014 г. – в 1,3 раза;

в 2015 г. – в 1,4 раза.

б) Увеличение поступлений в бюджет от таможенных пошлин и НДС на 700 млн. долл. или в 1,5 раза.

Решение Комиссии Таможенного союза о введении импортных защитных пошлин на все виды обуви на уровне: коды ТН ВЭД 6401, 6402, 6404 – 15% + 0,7 евро за пару, коды ТН ВЭД 6403, 6405 – 15% + 1,4 евро за пару

Низкие таможенные пошлины (средневзвешенные – 1,1 евро за пару) способствуют росту объемов импорта всех видов обуви. Средние контрактные цены 1 пары обуви не превышают 11 долл. за пару или 330 руб. за пару, в то время как стоимость обуви от производителей достигает 600 руб. за пару. Прибыль импортеров на 1 паре обуви составляет 100% и выше, производителей – не выше 10%. Неравные конкурентные условия в условиях быстро растущего рынка обуви в России делают обувное производство инвестиционно не привлекательным (инвестируют в производство с большой осторожностью только действующие «игроки»). Ежегодный рост объемов производства не превышает и 5%, в то время как объем импорта ежегодно увеличивается на 100-150%.

Низкая доходность производства из-за постоянно растущих затрат на фоне демпинговых цен импорта лишает отрасль возможности увеличения заработной платы (средняя заработная плата по отрасли в 2 раза ниже зарплат по российской промышленности в целом). Это приводит к оттоку рабочей силы, росту социальной напряженности в регионах.

Введение защитных импортных пошлин (до уровня пошлин 2005 г.) позволит сгладить неравную конкуренцию производства и импорта, привлечь инвестиции, увеличить занятость в регионах, решать проблемы социальной защиты населения.

II. Общеотраслевые меры поддержки легкой промышленности

2.1. Реализация мер по борьбе с контрабандой и контрафактом в части создания механизма безусловного уничтожения всей конфискованной продукции легкой промышленности независимо от ее качества и принадлежности.

I квартал 2012 г., постоянно

Устранение вторичных рынков импортной продукции легкой промышленности, реализующих товары по демпинговым ценам и снижающих конкуренцию производителей и добросовестных импортеров.

1) Принятие Постановления Правительства РФ, утверждающего порядок уничтожения конфискованной незаконной продукции.

2) Внесение в Уголовный Кодекс изменений, ужесточающих наказание за ввоз и реализацию контрабандной и контрафактной продукции.

По различным оценкам, доля незаконной продукции легкой промышленности составляет от 30 до 40%, в рублевом эквиваленте около 1 трлн. руб.

Ужесточение наказания и уничтожение продукции позволит сократить объемы реализации незаконной продукции, сделать рынок товаров более прозрачным и равным в части конкуренции для законопослушных производителей и импортеров, увеличить производство товаров легкой промышленности и налоговые поступления.

2.2. Расширение участия отечественных производителей в выполнении Государственного оборонного заказа для МО, МВД, МЧС России в части:

- допуска к электронным торгам по Гособоронзаказу только производителей, имеющих собственные мощности и мобилизационные мощности и планы;

-использования для производства продукции Гособоронзаказа отечественных комплектующих (ткани, кожу, др.) от производителей, имеющих мобилизационные мощности;

- увеличения сроков контрактов по Гособоронзаказу на вещевое имущество с 1 года до 3 лет.

I полугодие 2012 г. и далее постоянно

а) Увеличение загрузки предприятий легкой промышленности на 15-20% или в рублевом эквиваленте на 3-4 млрд. руб. в год.

б) Дополнительные поступления налогов в бюджеты всех уровней свыше 1,2 млрд. руб.

в) Сохранение численности работающих.

г) Улучшение качества и повышение технического уровня продукции Гособоронзаказа за счет постоянной модернизации и внедрения новых видов одежды и обуви;

д)сохранение мобилизационных мощностей на высоком техническом уровне

Внести дополнения в Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 56 в части:

1) отнесения к Гособоронзаказу комплектующих изделий для производства продукции Гособоронзаказа (кожу, различные виды ткани, мех и т.д.);

2) обязательного наличия мобилизационных мощностей у участников электронных торгов и поставщиков комплектующих;

3) увеличения сроков контрактов по обеспечения Гособоронзаказа до 3 лет.

Гособоронзаказ до 2010 г. был серьезной поддержкой легкой промышленности, т.к. доля его в производстве составляла до 15%. После вступления в силу федерального закона № 94-ФЗ с изменением условий участия в Гособоронзаказе (увеличились лоты, мобилизационные мощности не рассматриваются как необходимые условия; разрешено участие и не производителей и т.д.), резко снизилась возможность участия отечественных производителей, т.к. основным условием победы на торгах является снижение цены. Количество участников исполнения Государственного оборонного заказа сократилось до 2-3 предприятий, комплектующие(ткани, кожа, мех ) закупаются в третьих странах (в целях снижения затрат), более половины государственных финансовых средств «уходит» за рубеж, иностранным производителям. Российские производители почти потеряли этот сектор, несмотря на вложенные до 2010 г. средства на модернизацию и разработки новых изделий для госзаказа. Необходимо вернуть Госзаказ отечественным производителям.

2.3. Изменение налоговой политики в отношении производителей товаров легкой промышленности

2.3.1. Снижение НДС с 18% до 10% (как по детской продукции).

2.3.2. Снижение социальных налогов с 34% до 14% с обязательным направлением высвобожденных средств на повышение заработной платы.

2.3.3. Сохранение единого социального налога на вмененный доход для малых предприятий.

I полугодие 2012 г.

а) Снижение цен от производителей и вследствие этого повышение конкурентоспособности к импорту.

б) Повышение средней заработной платы на 20%.

Сохранение налоговой нагрузки на малых предприятиях на прежнем уровне (в 4-7 раз ниже, чем на крупных и средних) обеспечит их стабильность и рост.

Внесение изменений в Налоговый Кодекс

1) Средняя цена кожаной обуви в 2011 г. от производителя составляла 1056 руб. за пару, импортной – 969 руб. за пару. Т.е. российская продукция дороже аналогичной импортной продукции на 9-10%. Снижение НДС до 10% позволит несколько снизить цены от производителей и приблизиться к ценам импортной продукции.

2) Средняя заработная плата в кожевенно-обувной промышленности составляет около 13 тыс. руб., что вдвое ниже заработной платы по промышленности в целом.

Снижение социальных налогов до уровня 14% и направление высвобождаемых средств на выплату заработной платы позволит увеличить за счет этого фактора средней заработной платы в кожевенно-обувном секторе на 20%.

В кожевенно-обувном секторе малые предприятия формируются вокруг крупных и средних и обеспечивают их обслуживание и устойчивое развитие (перевозки, обеспечение малотонажной химией, комплектующими и т.д.). Перевод малых предприятий на общий налоговый режим приведет, с одной стороны, к их разорению, с другой – росту цен на их услуги, что негативно скажется на работе средних и крупных предприятий.

2.4. Субсидирование процентных ставок по кредитам:

- 100% субсидирование процентной ставки по кредитам, направляемым на закупку сырья и материалов;

- 100% субсидирование по кредитам, направляемым на техническое перевооружение.

Ежегодное выделение средств не менее 500 млн. руб. в год

С 2012 года и последующие годы

С 2012 года и последующие годы

Снижение затратных составляющих и повышение конкурентоспособности продукции легкой промышленности.

100% субсидирование позволит активнее использовать кредиты для закупки оборудования и техперевооружения.

Законопроект о государственном бюджете (ежегодное утверждение)

Ежегодный рост тарифов и, соответственно, всех затратных составляющих, увеличивает себестоимость продукции, в то время как цена ввозимого импорта остается почти неизменной.

Субсидирование процентной ставки снижает негативное влияние инфляционных процессов и позволяет несколько снивелировать неравную конкуренцию с импортной продукцией.

Большая разница между ставкой рефинансирования (чуть выше 8%) и фактическими ставками банков (12-14%) делает малоэффективным субсидирование в размере 2/3, т.е. фактически субсидируется только третья часть.

При многомилионных затратах на закупку оборудования и длительных сроках окупаемости оборудования субсидирование в размере 2/3 ставки не стимулирует предприятия пользоваться кредитованием.

При 100% субсидировании ставки рефинансирования поддержка предприятиям будет более ощутима, что будет активизировать их в вопросах модернизации.


Генеральный директор РСКО А.Г.Андрунакиевич

Короткая ссылка на новость: http://wto-inform.ru/~wuzOf