Каргин Е.С."Перечень специфических условий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), сопряженных с критическим негативным влиянием на национальные интересы России"

 
4 Июня 2013

1) Снижение экспортной пошлины на лом черных металлов (ТН ВЭД 7204) с 15% до 5% в течение пяти лет с постепенным снижением.

 

Пояснение:

Лом черных металлов является основным сырьем для электрометаллургии. В настоящее время электрометаллургия составляет 27% от общего объема выплавки стали, при этом ее доля стабильно растет в течение последних 10 лет. В рамках существующих программ развития черной металлургии предполагается дальнейший рост доли электрометаллургии в выплавке стали.

По состоянию на середину 2012г. средняя закупочная цена лома черных металлов на внутреннем рынке составляет около 340 долларов США за тонну. Для сравнения в Турции, являющейся одним из крупнейших потребителей и импортров данного товара – около 390 долларов США за тонну. Среднемировая цена составляет около 420 долларов США за тонну.

В настоящий момент экспортная пошлина в 15% успешно справляется с выравниванием диспаритета внутренних и внешних цен. В случае ее снижения произойдет наращивание экспорта лома черных металлов в Турцию и Китай, что приведет к дефициту на внутреннем рынке, усугубляемому ограниченностью ломозаготовительных мощностей.

Поскольку стоимость лома черных металлов является основным компонентом себестоимости электростали (по данным НЛМК за 2011г. – до 45%), повышение внутренних закупочных цен в условиях свободной конкуренции с экспортными поставками приведет к соответствующему росту себестоимости и лишит российскую сталь основного конкурентного преимущества на мировом рынке – ее низкой производственной себестоимости.

Также необходимо отметить, что сокращение производства металла из вторичного сырья влечет за собой большую нагрузку на железнорудные месторождения, многие из которых на территории России находятся на стадии спада уровня добычи по причине естественного истощения.

 

Вывод:

Снижение экспортной пошлины на лом черных металлов, предусмотренное условиями вступления России в ВТО создает прямую угрозу как конкурентоспособности российской стали, так и программам развития черной металлургии в России. Рост себестоимости стали приведет к кумуллятивного эффекту в отраслях промышленности, потребляющих металл.

 

Предлагаемые меры:

- Разработать государственную программу поддержки переработки металлолома.

- Признать лом черных и цветных металлов стратегическим сырьем.

- Ввести государственную монополию на экспорт лома металлов в крупных объемах.

- Создать государственную компанию по заготовке, переработке и сбыту лома металлов.

2) Снижение экспортной пошлины на лом алюминия (ТН ВЭД 7602) с 50% до 10% в течение пяти лет с постепенным снижением.

 

Пояснение:

Действующая пошлина в 50% была введена в 1999г. в результате ряда последовательных повышений в качестве заградительной меры для борьбы с лавинообразным ростом объемов вывоза алюминиевого лома из России.

Данная мера принесла отличные результаты: благодаря ей за 3 года (1999-2001гг.) экспорт алюминиевого лома сократился с 400 тысяч тонн в 1998г. до нуля. Параллельно происходил интенсивный рост переработки лома и выплавки вторичного алюминия и алюминиевых сплавов на российских предприятиях, при этом производство вторичного алюминия за указанный период возросло в 3 раза, его экспорт – в 2,5 раза. При этом на сегодняшний день вторичный алюминий составляет около 15% от общего производства алюминия в России.

Обвальное снижение экспортной пошлины сведет к нулю все достигнутые результаты в переработке лома и производстве вторичного алюминия в России и вернет ситуацию к уровню 1998г. При этом соответствующие предприятия, многие из которых относятся к категории средних, будут вынуждены свернуть производство.

Необходимо отметить, что производство вторичного алюминия является существенно более эффективным, экологически чистым и значительно менее энергозатратным, нежели производство первичного алюминия.

 

Вывод:

Пятикратное снижение экспортной пошлины на лом алюминия приведет к развалу отрасли производства вторичного алюминия и массовому закрытию предприятий, что приведет к значимому сокращению производства и экспорта алюминия и алюминиевых сплавов. Россия останется позади других развитых стран в вопросах переработки отходов и развития энергоэффективных производств в данном секторе.

 

Предлагаемые меры:

- Аналогично пункту 1.

 

 

3) Снижение ввозных пошлин на конструкционные элементы из алюминия: профили, плиты, листы фольгу (ТН ВЭД 7604, 7606, 7607) с 20% до 12% к 2016г.

 

Пояснение:

Действующая пошлина в размере 20% была введена в 2010г.* в целях защиты от стабильно возрастающей доли импортной продукции, достигшей к 2009г. 23% при крайне низком уровне загрузки производственных мощностей российских производителей в 45%.

Данная мера дала положительный результат, выразившийся в росте в 2010г. внутреннего производства алюминиевого профиля на 40%, полос и лент – на 25%, фольги – на 11%. Снижение пошлины с большой долей вероятности приведет к возврату на российский рынок больших объемов импортной продукции, в т.ч. по заниженным ценам из Китая, и вытеснения российских производителей.

 

При этом необходимо отметить, что в сочетании при комплексном рассмотрении в сочетании с пунктом 2), подобная ситуация приведет к формированию крайне негативной для России системы экспортно-импортных отношений в алюминиевом секторе. Россия будет экспортировать первичный алюминий, закупать изделия из него, а по истечении их срока службы вновь экспортировать в виде лома для переработки и повторного импорта.

В рамках данной модели будет происходить постоянный отток средств из России ввиду большей добавленной стоимости у импортируемых продуктов по отношению к экспортируемым.

 

Вывод:

Снижение ввозных пошлин на конструкционные элементы из алюминия крайне негативно отразится на развитии российского производства алюминиевых конструкций и послужит установлению негативной схемы экспортно-импортных отношений в виде вывоза сырья и ввоза продуктов его непосредственной переработки. В сочетании с обвальным снижением пошлин на лом алюминия (пункт 2) будет иметь место кумулятивный эффект.

 

Предлагаемые меры:

- Ввести безусловный приоритет российских поставщиков при закупках алюминиевых конструкций и материалов для государственных и муниципальных нужд и нужд госкорпораций.

- Ввести обязательное требование по исключительному использованию алюминиевых конструкций российского производства (за исключением не производящихся в России) для подрядчиков, участвующих в конкурсах на строительство объектов по государственному и муниципальному заказу.

 

 

4) Снижение ввозных пошлин на бывшие в употреблении шины и покрышки (ТН ВЭД 4012) к 2014г., в т.ч. для автобусов – с 20% до 10%, для использования в гражданской авиации – с 20% до 5%.

 

Пояснение:

Первостепенным фактором в вопросе ввоза и использования бывших в употреблении и восстановленных шин является безопасность их использования. Обращает на себя внимание тот факт, что увеличение снижения пошлины оказалось прямо пропорциональным потенциальной опасности: наименьшее снижение предусмотрено в секторе шин для легковых автомобилей, существенно – в секторе шин для автобусов, и максимальное – в секторе шин для гражданской авиации.

 

Считаю, что четырехкратное снижение пошлин на бывшие в употреблении шины для гражданской авиации создает прямую угрозу безопасности граждан России, является проявлением преступной небрежности при исполнении должностных обязанностей и должно быть расследовано правоохранительными органами.

 

При рассмотрении экономического фактора необходимо отметить, что в настоящее время в России интенсивно развивается внутреннее производство высококачественных шин с привлечением иностранных инвестиций и технологий, ориентированное на внутренний рынок. В таких условиях существенное сокращение ввозных пошлин на ряд видов бывших в употреблении шин, особенно с учетом приведенного выше аргумента о безопасности, создает угрозу успешному развитию отрасли и реализации ее потенциала.

 

Вывод:

Снижение пошлин на бывшие в употреблении шины создает угрозу не только успешному развитию соответствующего сектора экономики, но и безопасности граждан. Никакие экономические соображения не могут объяснить дифференциацию сокращения пошлин, стимулирующую импорт бывших в употреблении шин в первую очередь там, где их использование представляет наибольшую потенциальную опасность.

 

Предлагаемые меры:

- Ужесточить технические регламенты на бывшие в употреблении шины, используемые в целях продажи или установки на транспортные средства.

- Законодательно запретить закупку авиакомпаниями и организациями по обслуживанию авиатехники бывших в употреблении шин в целях установки на летательные аппараты.

 

 

5) Снижение экспортной пошлины на вывоз бревен из ели и сосны (ТН ВЭД 4403 20 110, 4403 20 190, 4403 20 310, 4403 20 390) до 13% и 15% соответственно в рамках устанавливаемых квот с момента вступления.

 

Пояснение:

Действующая на данный момент ставка экспортной пошлины в 25% была введена в целях борьбы с экспортом необработанной древесины и стимулирования внутренней переработки. Благодаря реализации данной меры за период с 2009г.* по настоящее время удалось не только сократить экспорт необработанной древесины в 2 раза, но и добиться коренного перелома в структуре экспорта лесопромышленно комплекса, выразившегося в превышении объема экспорта продуктов обработки и переработки древесины над экспортом бревен, а также – в росте доли перерабатываемой древесины и глубины ее переработки.

Существенное снижение экпортной пошлины приведет обратному росту экспорта необработанной древесины, что не только ухудшит структуру экспорта в связи с возвратом к высокой доле сырья, но и создаст дефицит сырья на обрабатывающих производствах, созданных за последние годы. При этом необходимо учитывать, что на середину 2012г. средняя экспортная цена на круглый хвойный лес составляла около 85 долларов США за кубический метр, в то время как средняя внутренняя закупочная цена – около 60 долларов США за кубический метр.

 

Установление квот не оказывает никакого влияния, поскольку по состоянию на 2011г. в квотные объемы укладывается около 95% экспорта необработанной ели в ЕС, на долю которого пришелся почти весь экспорт данной товарной позиции. Аналогично, в квотный объем с запасом в 400 тыс.м3 укладывается объем экспорта наобработанной сосны в Китай, а квота на экспорт сосны в ЕС превосходит реальный объем поставок в 2011г. в 7 раз. Таким образом, установленные квоты не препятствуют существенному, а в случае экспорта сосны в ЕС – многократному, увеличению объемов экспорта необработанных бревен.

 

Вывод:

Введение новой системы таможенного регулирования экспорта круглого хвойного леса, сопряженной со значительным снижением пошлин, приведет к значительному росту такого экспорта и сведет на нет достигнутые за последние годы успехи в переработке древесины. Установленные квоты не окажут никакого существенного сдерживающего влияния, в связи с чем есть все основания предполагать умышленное злоупотребление доверием со стороны иностранных переговорщиков при внесении предложений по их объему.

 

Предлагаемые меры:

- Повысить экспортную пошлину вне квоты до кровня в 100% и более (допустимо в рамках условий вступления в ВТО), что обеспечит эффективную блокирующую функцию квоты по экспорту ели в ЕС и сосны в Китай и другие страны за пределами ЕС. (Компенсация потенциала экспорта сосны в ЕС в рамках правил ВТО и существующих условий вступления представляется невозможной).

6) Снижение импортной пошлины на хлор (ТН ВЭД 2801 10) с 10% до 5,5% к 2017г. и импортной пошлины на полимеры винилхлорида (ТН ВЭД 3904) до 6,5% к 2013, 2014 или 2016 году (в зависимости от номенклатуры).

 

Пояснение:

На сегодняшний день производство хлора на российских предприятиях стабильно растет, а внутреннее производство полимеров винилхлорида обеспечивает до 50% спроса. В то же время в отрасли существуют серьезные проблемы, связанные с высоким уровнем износа оборудования и необходимостью масштабных инвестиций в модернизацию производства. Ряд компаний в настоящее время реализует данные проекты, однако снижение пошлин ставит под угрозу как рентабельность таких инвестиционных проектов, так и развитие отрасли в целом.

Производство хлора является крайне энергоемким и стоимость электроэнергии составляет до 70% себестоимости конечного продукта. При этом по состоянию на середину 2012г. средняя стоимость электроэнергии для промышленных потребителей в России на 7,5% выше, чем во Франции, и на 20% выше, чем в Китае. Согласно прогнозам МЭР, рост цен на электроэнергию в ближайшие 2 года оценивается на уровне 26,5%.

В таких условиях российские производители хлора, а следовательно – продуктов на его основе, заведомо проигрывают конкуренцию по издержкам. Снижение ввозных пошлин только усугубляет и закрепляет данную ситуацию.

 

Вывод:

Снижение ввозных пошлин на хлор и полимеры винилхлорида сделает нерентабельными инвестиции в техническое перевооружение и модернизацию производства. В условиях высоких и систематически растущих цен на электроэнергию подобная мера станет критическим ударом для отрасли.

 

Предлагаемые меры:

- Установить специальный сниженный оптовый тариф на электроэнергию для энергоемких производств.

- Разработать государственную программу обеспечения безопасности опасных производств и субсидировать техническое перевооружение предприятий химической промышленности в рамках повышения безопасности и экологических показателей.

- Разработать комплекс мер по противодействию росту тарифов на электроэнергию и природный газ, уже уничтожающих естественное конкурентное преимущество России (актуально для всех отраслей экономики).

 

 

7) Снижение ввозных пошлин на бумагу (ТН ВЭД 4802 54, 4802 55, 4802 56, 4802 57) с 15% до 5% к 2016 году.

 

Пояснение:

В настоящее время на ряде предприятий целлюлозно-бумажной промышленности реализуется комплекс инвестиционных программ по модернизации производства и налаживанию выпуска высококачественной продукции, ранее не выпускавшейся в России. По большинству программ ввод новых мощностей намечен на 2015-2016гг.

Сокращение ввозных пошлин в сочетании с наличием избыточного предложения со стороны ЕС существенно снижает рентабельность российского производства, удлинняет сроки окупаемости инвестиционных программ и многократно усложняет привлечение новых инвестиций. При этом снижение пошлин намечено именно на момент ввода в строй мощностей по выпуску импортозамещающей продукции.

Более высокий технологический уровень предприятий в ЕС в сочетании с большей доступностью заемных средств и более высокой производительностью и энергоэффективностью на данном этапе ведет к меньшей конкурентоспособности российских предприятий в условиях столь значительного снижения пошлин, особенно –  при реализации ими крупных инвестиционных проектов.

 

Вывод:

Резкое сокращение ввозных пошлин на бумагу, совпадающее по срокам с введением новых мощностей по выпуску высококачественной продукции резко снижает окупаемость инвестиционных проектов в модернизацию производств и импортозамещающий потенциал предприятий, что существенно снижает инвестиционную привлекательность отрасли и как минимум – затрудняет доступ к источникам финансирования, в худшем случае – делает предприятия нерентабельными.

 

Предлагаемые меры:

- Установить безусловный приоритет российских производителей при закупке бумаги для нужд государственных и муниципальных учреждений, госкорпораций и предпритий, в которых доля государства составляет более 50%.

- Разработать программу субсидирования технической модернизации предприятий целлюлозно-бумажной промышленности в рамках повышения экологической безопасности (аналогично производству хлора).

 

 

8) Снижение пошлин на все виды гражданских самолетов (ТН ВЭД 8802 30, 8802 40) с 20% до 8%, 7,5% или 12,5% к 2016, 2017 или 2019 году в зависимости от номенклатуры.

 

Пояснение:

Ситуация в гражданском самолетостроении России носит кризисный характер. Доля отечественных самолетов в парке российских авиакомпаний снизилась до 15%, массовый характер носит импорт самолетов, в т.ч. – бывших в употреблении (некоторые по 15-20 лет). С учетом значительных затрат на НИОКР и длительных сроках от начала разработки до начала эксплуатации самолета (8-10 лет), существенное снижение пошлин на импорт самолетов до 2020г. является критическим фактором для развития российского самолетостроения (без учета совместных и сборочных производств).

 

Более чем двухкратное снижение пошлин с 20% до 8% на импорт ближнемагистральных самолетов местных авиалиний в сочетании с заявлением Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева о возможной их отмене ведет к неизбежному заполнению данного рынка самолетами иностранного производства в условиях наличия перспективных и хорошо себя зарекомендовавших советских и российских проектов (Ан-24, Ил-114 и их модификации).

Снижение пошлин на широкофюзеляжные самолеты до 7,5% к 2016 году может быть приравнено к отказу от создания и производства данного типа самолетов в России. Учитывая наличие собственного хорошо зарекомендовавшего себя проекта (Ил-96), способного при должной модернизации успешно конкурировать с аналогами, данный шаг представляется необоснованным.

Снижение пошлин на стандартные средне- и дальнемагистральные пассажирские самолеты с 20% до 12,5% к 2019г. делает нерентабельной разработку и проектирование новых российских пассажирских самолетов в связи с длительным сроком таких разработок. Даже если проектирование будет начато немедленно, коммерческая эксплуатация начнется не раньше 2020г. и придется на тот период, когда окупаемость существенно снизится из-за снижения пошлин на импорт новых самолетов.

Вывод:

Заявленное снижение пошлин на импорт самолетов является губительным для российского авиастроения по всем направлениям: ближнемагистральным, средне- и дальнемагистральным, широкофюзеляжным. С учетом имеющейся практики и текущей ситуации в авиастроении можно с уверенностью утверждать, что рынок будет полностью занят самолетами иностранного производства или, в лучшем случае, произведенными на России с низким уровнем локализации. Отсрочка до 2019 года принципиально не меняет ситуацию в связи с длительностью промежутка от начала НИОКР до ввода самолета в коммерческую эксплуатацию.

 

Предлагаемые меры:

- Признать гражданское авиастроение одним из стратегических приоритетов России.

- Сформировать государственный заказ на НИОКР по разработке новых типов и моделей гражданских самолетов.

- Обеспечить безусловный приоритет самолетов российского производства в ходе государственных закупок.

- Обеспечить безусловный приоритет самолетов российского производства при закупках техники авиакомпаниями, в которых доля государства составляет более 50%.

- Сохранить в государственной собственности как минимум 50% + 1 акцию ОАО «Аэрофлот» в целях обеспечения приоритета самолетов российского производства.

- Стимулировать участие авиаперевозчиков в проектах по разработке новых самолетов путем предоставления налоговых льгот.

 

 

9) Массовое (более 10 товарных групп) снижение пошлин на агрегаты и комплектующие, используемые в авиастроении (двигатели и их узлы, гидравлические системы, электрооборудование, оборудование для кондиционирования воздуха и др.) с 15% до 5% к 2015 году.

 

Пояснение:

В настоящее время единственными активно реализуемыми проектами в области гражданской авиации в России являются Superjet-100 и МС-21. По состоянию на сегодняшний день локализация производства комплектующих в данных проектах остается очень низкой: в России производится планер и детали фюзеляжа и некоторые позиции бортового оборудования, в то время как подавляющее большинство систем и агрегатов поставляются иностранными компаниями. При этом перспективы передачи технологий и локализации производства являются, в лучшем случае, неопределенными.

Резкое снижение пошлин на поставляемые в рамках таких проектов узлы и комплектующие до минимального уровня лишает участников проекта каких-либо стимулов для локализации производства, что делает их близкими к сборочному производству. Выгода для России и российских производителей от подобной международной кооперации представляется весьма спорной, особенно с учетом наличия конструкторских и производственных предприятий, способных разрабатывать и выпускать аналогичную продукцию.

 

Вывод:

Массовое снижение пошлин на импортные узлы и комплектующие для авиационной техники лишает совместные производства тсимула к локализации производства. При этом передачи технологий и локализации производства не происходит, а объем заказов российским производителям падает. В долгосрочной перспективе в сочетании с пунктом 8) Россия может окончательно потерять наработки в области гражданской авиации и остаться на уровне сборочных производств.

Предлагаемые меры:

- Установить порядок локализации производства в рамках будущих совместных проектов в области авиастроения, реализуемых Объединенной авиастроительной корпорацией и иными компаниями, контролируемыми государством.

- Провести переговоры с иностранными партнерами по проектам Superjet-100 и МС-21 в целях изменения условий совместной работы и расширения локализации производства оборудования.

 

 

10) Снижение пошлины на импорт живых свиней (ТН ВЭД 0103) с 40% до 5% с момента вступления.

 

Пояснение:

Действующая пошлина в 40% была введена с 2010г.* в целях противодействия недобросовестным импортерам, которые использовали низкую 5%-ную пошлину на ввоз живых свиней для обхода квот на импорт свинины. Реализация данной схемы импортерами за период с 2005г. по 2010г. привела к росту импорта живых свиней в 14,5 раз (до 1,2 миллиона голов в 2009г.). Введение заградительной пошлины позволило эффективно блокировать дальнейшее расширение данной схемы, сократить импорт свиней на 50% и вернуть импорт свинины в рамки адекватного таможенного регулирования.

Можно с уверенностью утверждать, что возврат к таможенной пошлине в 5% приведет к возврату хорошо отработанной в 2005-2009гг. системе массового ввоза живых свиней на убой, которая по сути является «серой» схемой импорта свинины и уклонения от таможенного контроля.

Реализация данного сценария станет серьезным ударом для российского свиноводства, которое в последние годы начало выходить из стагнации и демонстрировать относительно небольшой, но уверенный рост, и нанесет урон продовольственной безопасности России.

 

Предлагаемые меры:

- Признать импорт живых свиней исключительно в целях убоя и последующей продажи мяса недобросовестной предпринимательской деятельностью.

- Рассматривать реализацию подобных схем как недобросовестную конкуренцию и демпинг с установлением соответствующих компенсационных надбавок к пошлинам в рамках правил ВТО.

 

 

* Примечание. В данных случаях некорректно интерпретировать введенные пошлины как «антикризисные», поскольку необходимость их введения проистекает из необходимости гармонизации системы внешнеторговых отношений, стимулирования экономического развития и противодействия нежелательным уклонам в деятельности экономических агентов, наносящим ущерб национальным интересам.

Хронологическое совпадение реализации данных мер с периодом финансового кризиса 2008-2009гг. не может служить универсальным аргументом для их отмены, поскольку причины для их введения не связаны с указанным кризисом и не устраняются с выходом из него.

Короткая ссылка на новость: http://wto-inform.ru/~L9Gew